Crysis, как много в этом слове… Несколько лет к ряду, второй по счету проект немецкой студии Crytek будоражил умы игроков. Как только появились первые скриншоты, стало ясно – вашей GeForce 6800, на которую вы копили не один долгий месяц, пора на свалку. Сотни, тысячи, нет, сотни тысяч людей ждали прихода «Кризиса», словно какого-нибудь заправского мессию. И вот, наконец, он лежит на прилавках магазинов, дожидаясь своего покупателя. Но так ли хорош наш герой, каким его рисовало богатое воображение геймеров? Думаю, что каждый определит для себя сам, прочитав несколько десятков строк ниже по течению.

Красота спасет мир!

Выпустив в далеком-предалеком 2004 году отличный экшен под названием Far Cry, немцы установили новую планку качества для игровой графики. Сейчас мы уже привыкли к большим просторным уровням, динамичному освещению, реалистичной физике и прочему bump-mapping’у, но три с небольшим года назад все это было в новинку. Вид тропических джунглей заставлял любоваться собой, не давал оторваться восхищенному взгляду, вынуждая через каждые шестьдесят секунд восклицать что-то вроде «Вау!», «Ух ты!» и «Круче еще нигде не было!» (и будет только через полгода, с выходом Half-Life 2). И вот теперь Crysis, как когда-то и дебютный проект Crytek, совершил революцию. Cry Engine 2 выдает просто до неприличия красивую картинку (Unreal 3.0 и Source нервно покуривают в сторонке). Невиданный доселе уровень детализации, огромная дальность прорисовки, подводный мир, где плавают разноцветные рыбки, не просто поражают, а… а… даже не существует слова, которое в полной мере может выразить наше восхищение. Каждый камешек, каждая травинка сделаны с душой и любовью настоящими мастерами. Создается ощущение, что именно Вы ходите по тропическому острову, отстреливаете надоедливых корейцев и рассекаете водную гладь на скоростной лодке. И это еще только начало. Настоящий культурный шок настигает, когда игрок впервые видит заледеневшие джунгли. Поднять с пола челюсть и вновь вернуть глаза на законное свое место получается не с первого и даже не со второго раза. Ну как не остановиться и не полюбоваться на застывших навеки солдат, тщетно пытавшихся спастись от всепоглощающего холода. Но чтобы насладиться всеми визуальными прелестями Crysis, придется обзавестись видеокартой последнего поколения (а лучше двумя), мощным двуядерным процессором и монитором не меньше чем на двадцать один дюйм. Хотя даже на среднем по сегодняшним меркам компьютере можно получать от игры удовольствие, благо хорошая оптимизация позволяет.

Местная физика ничуть не отстает от графики. Интерактивность впечатляет. Ваш покорный слуга первые пять минут глупо косил из автомата деревья, в итоге чуть не сложив избушку на курьих ножках. О возможности сносить дома и говорить как-то неудобно.

Рабочие будни

С точки зрения механики «Кризис», по сути, все тот же самый Far Cry с поправкой на современные технологии. Мы со скоростью света носимся по густым тропическим джунглям, отстреливаемся от надоедливых противников и спасаем красавицу-ученого. Хотя у немцев есть пара козырей в рукаве. Самым заметным и разрекламированным нововведением является созданный докторами-американцами для американской же армии «волшебный» нанокостюм, в который облачён наш герой по имени Nomad. В дивное одеяние встроены такие девайсы, как сапоги-скороходы, мантия-неведимка, бронежилет, и даже подача стероидов мгновенного действия. Что интересно, применение вышеописанного чуда современной научно-технической мысли вносит не малое разнообразие в знакомый со времен Far Cry игропроцесс. Даже самое простое и привычное задание вроде зачистки деревни, можно пройти далеко не одним способом. Хотите, врывайтесь в населенный пункт на тяжелом грузовике и косите всех направо и налево. Или врубайте броню и с гранатометом наперевес сравняйте все здания с землей. Или устройте диверсию и невидимкой, в прямом смысле этого слова, прокрадитесь мимо ошеломленных врагов. Выбор остается за вами. Так же предусмотрена возможность модернизации вооружения в полевых условиях. Например, вы можете навесить на любимый АК-47 подствольный гранатомет, лазерный прицел, глушитель и многое другое. Хоть толку от этого не то чтобы много, но некое оживление в геймплей все-таки вносит. В остальном же перед нами обычный шутер от первого лица.

Спасли мир… опять.

Ожидать откровений в плане сюжета от «Кризиса» не приходится. Все понимали, что разработчики скормят голодному геймеру очередную байку о спасении мира от вселенского зла. В общем, именно так и вышло на самом деле. На выходе получилась история для среднестатистичего голливудского блокбастера: главный герой – бравый пехотинец, отстреливает толпы корейцев и пришельцев, персонажи зачитывают пафосные диалоги, капитан идет ко дну вместе со своим судном, и прочий набор штампов. Но хитрые немцы сделали ставку не на интриги и неожиданные повороты сюжета (хотя и таковой имеется), а на его подачу, эпичность и кинематографичность происходящего. Тут вам и исследование внутренностей корабля инопланетян, и побег от огромного робота-паука, полет на самолете будущего, но апогеем феерического шоу-представления становится битва с колоссальных размеров алиеном за флагманский крейсер американского флота. И неожиданно, на самом интересном месте по экрану начинают ползти титры. Концовка недвусмысленно дает понять - будет и вторая часть, а потом, может быть, и третья.

* * *

Настало время подвести итог. Crytek’овцы за несколько долгих лет выковали в своих кузнецах проект ААА-класса, однако, к сожалению, далеко не шедевр. Хотя Crysis, может, и не самый инновационный, но уж точно самый технологичный шутер на данный момент. В ближайшие несколько лет с визуальным рядом именно этой игры будут сравнивать графику других проектов. В пору создавать новый жанр – интерактивное техно-демо.